воскресенье, 6 мая 2012 г.

Как сделать шарнирную куклу из папье-маше и самозатвердевающей глины

ГЛАВА 1



Курс по созданию шарнирной куклы  





  Нюся 1 [Minchenko T]
  
  Я, конечно, не гуру, но кое-что умею, поэтому представляю вашему вниманию
  курс по созданию шарнирной куклы из папье-маше и самозатвердевающих пластиков.
  
 http://zhurnal.lib.ru/editors/m/minchenko_t_w/sharnirnaiakukla.shtml
Нюся 2 [Minchenko T]
  
   Скрывать ничего не буду, расскажу всё как есть. Первая часть будет
  посвещена материалам. Запаситесь сразу всем неободимым, дабы ничего не
  отвлекало вас от творческого процесса. Первым делом найдите подходящие
  инструменты, лучше всего стоматологические, но вполне можно подобрать кое
  -что и в маникюрных наборах. Кроме того понадобятся надфили, пилки,
  крошечные свёрла, шило, острые ножницы, миниатюрная пила, канцелярский
  нож со съемными лезвиями, хорошо бы заиметь также скальпель. Для лепки и
  росписи понадобятся различные кисти.
  
  1 [Minchenko T]
  
  Кроме всего прочего запаситесь набором наждачной бумаги от самой крупной до нулёвки. Также понадобятся зубочистки, деревянные шпажки, коктельные трубочки, клей ПВА (большая банка 1литр) и плотный пенопласт.
  
  2 [Minchenko T]
  
  Для лепки я использую два вида папье-маше с опилками и с туалетной бумагой,
   правда, если надумаете делать папье-маше с опилками, то придётся найти
  мельчайшие как пыль опилки. Мои знакомые держат мебельный заводик, так,
  что опилки я нашла, но если таких знакомых у вас нет, делайте папье-маше
  просто из туалетной бумаги. Также придётся купить и самозатвердевающие
  пластики, например такие :
  
  3 [Minchenko T]
  
  ( Керапласт, правда, я не советую, он трескается, но за неимением
  ничего лучшего, для учебы пойдет и этот пластик). Ни в коем случае не
  открывайте пачку застывайки заранее, если открыли, тут же поместите пластик в
  прочный полиэтиленовый пакет, завяжите и уберите в стеклянную банку,
  которую плотно закройте крышкой, точно также следует хранить и папье-маше.
  
  Папье-маше их опилок я делаю просто: беру пудрообразные опилки, заливаю
  их готовым обойным клеем, затем добавляю для крепости клей ПВА, все это
  тщательно вымешиваю и оставляю на сутки разбухать.Так выглядит папье
  -маше из опилок:
  
  4 [Minchenko T]
  
  А так из туалетной бумаги:
  
  Итак, я взяла рулон дешевой за 2 рубля туалетной бумаги, разорвала его
  на куски и замочила в воде. Бумага бысто разошлась  превратилась в
  бумажную массу, затем я отжала эту массу и влила клей ПВА, на глазок.
  Замесила тесто. Тесто показалось мне жидковатым для лепки, тогда я разровняла поверхность и стала на неё выкладывать листочки туалетной бумаги, я
  дожидалась, когда лист намокнет и вмешивала его в общую массу и только затем прилепляла к разглаженной поверхности следующий листочек. Получилась вот такая масса
  
  5 [Minchenko T]
  Я также очень часто беру 1 часть папье-маше их опилок и смешиваю с таким
  же количеством папье-машовой массы из туалетной бумаги. Опилки держат
  форму и масса после высыхания слабо деформируется, а туалетная бумага
  связывает опилки волокнами, добавляя прочности.
  6 [Minchenko T]
  Для росписи понадобятся набор пастели, карандаши и набор акриловых красок.
  Кроме того нужен будет глянцевый акриловый лак для глаз или готовые
  стеклянные глазки. Я готовые глаза не использую, но вставляю для удобства
  подходящие по размеру перламутровые бусины, которые затем расписываю и покрываю лаком.
  
  Подумайте также над материалом для паричка, поищите в закромах, возможно
  у вас есть кусочки шкурки ламы или овчины, на худой конец можно найти
  паклю(продается в супермаркетах) или распустить атласную ленту
  подходящего цвета. Вариантов масса.
  
  Также понадобятся обыкновенные канцелярские скрепки, из которых мы будем
  делать крючки.
  
  На рабочий стол я кладу лист стекла, так удобнее и проще. Всегда под
  рукой должы быть чистая тряпочка и чашка с водой.
  
  Распечатайте подходящие фото лиц и фигур, в фас, профиль, 3/4, сзади. Если
  есть хорошая статуэтка или кукла, держите её на столе. Найдите фото черепа,
  во всех ракурсах, найдите альбомы по рисованию, идеально анатомию Бамеса
  для художников, распечатайте и сложите в папку, которая станет вашей
  настольной книгой. Начните смотреть на лица людей, внимательно изучайте
  сторение лица и тела всех попадающихся на глаза людей, сравнивайте и
  мотайте на ус. Просмотрите все возможные видео с лепкой лиц и фигур. 
  Как правило начинающие художники и скульпторы делают одни и те же ошибки.
   Некоторые кукольники повторяют косяки из куклы в куклу, им просто никто
  вовремя не подсказал, а сами они не видят, так усторен наш мозг, тут уж
  ничего не поделаешь. Именно поэтому художественному мастерству учас из
  века в век, вундеркинды случаются редко, остальных художников просто
  научили. Не копируйте чужие куклы как бы они вам не нравились. С первой же куклы вырабатывайте свой стиль. Начните с эскиза, не жалейте себя рисуйте до тех пор,
  пока изображение не удовлетворит вас. Образ куклы должет быть сформирован
  еще до начала, он может в пути чуть-чуть меняться, но нужно стараться
  придерживаться намеченной цели. Как правило, в результате получается всё
  намного лучше, чем задумывалось.
  
  И ещё, когда рисуете и лепите, выключите часть мозга, отвечающую за ум,
  отдайтесь творчеству, не тормозите себя и не ограничивайте, позвольте себе
  творить без ума, результат вас удивит. Не позволяйте домочадцам отвлекать и
  дергать вас, лучше всего закрыться в отдельной комнате, уединится на даче и
  т.д. Ваша задача: войти в транс и творить.
  
  На сегодня всё. В следующем уроке мы попробуем нарисовать чертёж.
  
  ГЛАВА 2
  Сегодня мы попробуем нарисовать чертёж будущей куклы. Я задумала сделать девочку лет восьми. Соответственно подбираем и пропорции. Мы нарисуем свою девочку, но пропорции придётся соблюсти. Рисовать будем схематически, но точно обозначим где будут шарниры и  заранее определимся с типом шарнира. Я собираюсь сделать бобовидный шарнир в ногах и шарообразный в остальных частях тела. Шарниры должны гармонично вписаться в фигуру, сильно не выпирать, но и жертвовать красотой в ущерб работоспособности шарниров не следует, тут нужно соблюсти баланс. Еще раз просматриваем анатомию Бамеса:
  
  http://www.grafik.org.ru/heand.html
  
  Не лишним будет и сходить на вот этот полезнейший сайт с позами:
  
  http://www.posemaniacs.com/
  
  В шарнирной кукле ценится нутуральность пропорций, если это не стилизация,
  держим эту книгу под рукой. Поскольку мы с вами не художники и не
  скульпторы, то мы не изучали так тщательно анатомию тела, как они, и нам придётся всё время сверяться с фотографиями настоящих людей. Итак рисуем. На
  эскизе мы должны как можно более точно обозначить ключицы, высоту груди,
  пупок, колени, локти, уровень глаз, носа и губ, размер кистей рук и ступней. В
  последствии этот поможет нам точнее вылепить куклу, поскольку при лепке мы
  будем всё время сверяться с чертежом.
  
   7 [Minchenko T]
  
  Художник из меня так себе, чертежи я рисовать не люблю, но это обязательная
  часть, без которой кукла, конечно будет, но кривая, хромая и косая, так что не
  поленитесь  и обязательно сделайте подобный чертёж. Поскольку куколка
  предполагается в обуви, я нарисовала примерный чертёжик колодки, на которой
  будет клеиться обувь. Как правило ноги у шарнирной куклы делают длиннее,
  чем у обычного человека, но я этого делать не стала, мне хочется
  натуральности и в фигуре и в лице и в одежде, а вы можете смело удлинять
  конечности, как вам заблагорассудится. Это ваша и только ваша кукла и вы
  вольны (конечно в рамках анатомии, которую нужно уважать) делать всё, что угодно.
  
  Вы можете удлинить конечности, но не можете проигнорировать строение ноги и
  руки, нельзя делать руки и ноги прямые как палочки, все выпуклости и изгибы
  должны быть. Глаза делят условно голову напополам, это тоже всегда должно
  соблюдаться, какая бы стилизация не применялась. Обязательно должен быть
  подбородок, многие начинающие кукольники почему-то забывают его вылепить.
  Радужка глаза всегда, (кроме особого сумашедшего выражения) спрятана под
  верхнее веко, начинающие кукольники все как один рисуют радужку
  посередине глаза, из-за чего глаз выглядит неестественно напряженным.
  Соблюдайте также пропорции кистей и ступней. Приложите свою кисть к лицу и
  вы увидите истинный размер. Не делайте кисти рук и ступни длиннее, если это
  не гоблин или какой-то другой мифический персонаж. Кисти рук и ног у детей
  меньше, чем у взрослых, обязательно учитывайте это, когда будете рисовать чертёж.
  
  Чертёж можно отсканировать и увеличить или уменьшить на компьютере и
  распечатать вновь уже с удовлетворяющим вас размером. Распечатайте его трижды, нам понадобиться эти чертёжи для выкройки. Данный чертёж позволяет
  сделать куклу 25 см росту, что, согласитесь маловато, 30-40 см будет в самый
  раз. Не замахивайтесь в первый раз на 60 или 70 см, намучаетесь со
  шлифовкой больших поверхностей и это может отбить всякую охоту делать
  куклы дальше.
  
  Вырезаем выкройку торса и головы в двух ракурсах:
  
  8 [Minchenko T]
  
  Берем достаточно толстый кусок пенопласта, накладываем выкройки сначала в
  фас, обводим карандашом:
  
  9 [Minchenko T]
  
  Острым канцелярским ножом со съемными лезвиями вырезаем заготовку по контуру:
  
  10 [Minchenko T]
  
  Затем разворачиваем детали, прикладываем выкройки в профиль и обводим карандашом:
  
  11 [Minchenko T]
  
  Вырезаем по контуру:
  
  12 [Minchenko T]
  
  Далее отрезаем всё лишнее и формируем фигуру, стараясь максимально
  насколько это возможно приблизить модель к реальности, не спешите, нож
  острый, берегите пальцы!
  
  -13 [Minchenko T]
  -14 [Minchenko T]
  -15 []
  
  Затем берем папье-маше из туалетной бумаги (забудем об опилках, зачем
  усложнять себе жизнь) и облепливаем фигурку со всех сторон, не забудьте
  воткнуть в ногу и снизу деревянную шпажку, а в голову на уровне ушей
  вставляем деревянную перекладину, за которую затем будет цепляться резинка:
  
  -16 [Minchenko T]
  -17 [Minchenko T]
  -18 [Minchenko T]
  -19 [Minchenko T]
  20 [Minchenko T]
  
  Если вы собираетесь вставить в голову бусины для глаз, делайте это сейчас,
  вствляйте абсолютно симметрично, покрутите голову и так и эдак и смотрите
  под разными углами, потом будет исправить невозможно:
  
  -21 [Minchenko T]
  
  Оставим детали сушить: поставим шпажки в карандашницу и на время забудем
  о них, пусть хорошенько высохнут. Тем временем пришла пора заняться
  шарнирами. Берём шпажку, надеваем на неё коктельную соломинку, и лепим
  вокруг соломинки заготовку для шарниров:
  
  22 [Minchenko T]
  
  Постоянно сверяемся с чертежом, шарниры должны быть подходящего размера.
  
  23 [Minchenko T]-
  Заготовки должны хорошенько высохнуть, это займет дня два а то и три,
  наберитесь терпения и хорошенько всё высушите.
  
  ГЛАВА 3
  Пока детали и шарниры сохнут, мы не будем терять времени и займёмся
  кистями рук и ступнями ног. Сегодня нам понадобятся: круглозубцы, нитки ирис,
  клей ПВА и скрепки.
  
  -24 [Minchenko T]
  
  Круглозубцами сгибаем из разогнутых канцелярских скрепок крючки, они нам
  понадобяться позже:
  
  25 [Minchenko T]
  
  Из тех же скрепок отрезаем кусочки проволоки по размеру каждого пальчика на
  руках и ногах:
  
  -26 [Minchenko T]
  
  Затем берем нитки ирис и обматываем каждую проволочку в два слоя,
  заготовку проклеиваем кистью клеем ПВА и оставляем сушить, заготовки для
  ступней обматываем наполовину.
  
  -27 [Minchenko T]
  
  Собираем кисти рук и ног, обматывая ниткой и закрепляя клеем, большой палец
  руки прикрепим позже:
  
  28 [Minchenko T]
  29 [Minchenko T]-
  
  После того, как заготовки хорошо высохнут, лепим из папье маше начерно
  кисти и ступни сразу с шарниром, шарнир должен выглядеть как часть шарика,
  обязательно сверяйтесь с чертежом, кропотливо и старательно попытайтесь
  сделать детали как можно более точно,у высохших деталек обрезать пальцы
  или вытянуть проволочки будет трудно.
  
  -30 [Minchenko T]
  
  Проволочный каркас ступней нужно выгнуть круглозубцами по изгибу, ступня
  человека стоит не плоско, выгните в соответсвии с чертежом также и пальчики.
  
  31 [Minchenko T]
  32 [Minchenko T]
  
  Оставляем детали сушить, положив их на кусочек пленки.
  Детали высохли и мы можем приступать к работе. Сегодня нам понадобятся:
  пластилин, пищевая пленка и скальпель.
  
  33 [Minchenko T]
  
  Довольно трудно найти подходящие по размеру шарики из стекла или пластика,
  поэтому из пластилина формируем подходящие по размеру шарики,
  имитирующие шарниры, сверяемся с чертежом:
  
  34 [Minchenko T]
  
  Оборачиваем каждый шарик пищевой пленкой, кончики скручиваем:
  
  35 [Minchenko T]
  
   У заготовки вынимаем часть пенопласта на глубину 7-8 мм под шарниры:
  
  36 [Minchenko T]
  37 [Minchenko T]
  
  Тщательно заполняем пустоты папье-машовой массой, делаем пальцем
  углубления в местах шарниров:
  
  -38 [Minchenko T]
  39 [Minchenko T]
  Вставляем шарики, постоянно сверяясь с четежом, если заметите косяки, их
  легко исправить на данном этапе, потому, что деталь немного размякла.
  Долепите пустоты вокруг шариков:
  
  40 [Minchenko T]
  -41 [Minchenko T]
  -42 [Minchenko T]-
  43 [Minchenko T]-
  -44 [Minchenko T]
  45 [Minchenko T]
  
  Ещё раз поправьте все косяки и осторожно не вынимая шариков, положите на
  просушку:
   46 [Minchenko T]
  То же самое повторяем с головой:
  
  47 [Minchenko T]
  48 [Minchenko T]
  
  Заполняем голову массой не полностью, оставляем пространство внутри под
  будущий крепёж:
  
  49 [Minchenko T]
  
  Вставляем шарик, если нужно долепливаем пустоты папье-машовой массой:
  
  50 [Minchenko T]
  
  Детальки просохли и можно продолжать работу. Нам просто необходимо на
  данном этапе сделать подробные чертежи шарниров.
  
  51 [Minchenko T]
  -52 [Minchenko T]
  
  Детали шкурим крупной нождачкой, сворачивая её в фунтик:
  
  53 [Minchenko T]
  
  На пальчиках рук намечаем карандашом места сгибов и круглозубцами
  сгибаем каждый пальчик, как нам нравится, пальчики, впрочем можно и не гнуть.
  
  54 [Minchenko T]
  
  Отшлифованные детальки прикладываем к чертежу и тщательно сравниваем:
  
  55 [Minchenko T]
  
  
  Шариниры рук меня вполне устраивают, отложим их в коробочку.
  
  56 [Minchenko T]
  
  Шарниры ног придётся долепить.
  
  57 [Minchenko T]
  
  Долепливать будем снова папье-машовой массой, чем толще слой папье-маше,
  тем прочнее деталь. Дело в том, что самозатвердевающие пластики более
  хрупкие и чем меньше будем их использовать, тем лучше. Итак я долепила
  ножной шарнир, постоянно сравнивая детальки с чертежом, детали нужно
  долепливать на коктельной соломинке. Я сняла их с соломинки для фото, но вы не снимайте.
  
  58 [Minchenko T]-
  59 [Minchenko T]
  60 [Minchenko T]-
  61 [Minchenko T]
  62 [Minchenko T]
  63 [Minchenko T]
  64 [Minchenko T]
  -65 [Minchenko T]
  
  Долепить пришлось также кисти рук и ступни ног. Долепливая эти детали,
  оставьте чуть-чуть пространства для будущего слоя самозатвердевайки.
  
  66 [Minchenko T]-
  67 [Minchenko T]
  
  Детальки оставляем сушиться на коктельной трубочке, а сами переходим к
  приготовлению шликера.
  
  ГЛАВА 4
   Сегодня пришло время открыть пачку самозатвердевающего пластика.
  Обычно я леплю из Jovi, мне нравится в нём  всё, к тому же пластик
  выпускается в белом и терракотовом цвете. Я беру большую пачку 500г белого
  пластика, смешиваю её с одной третью маленькой 200г пачки терракотового
  цвета, хорошенько вымешиваю и вуаля: получается замечательный телесный цвет.  Лепить, впрочем можно и из белого пластика, именно из белого пластика под названим La Doll, я и буду лепить куклу.
  
  
   Для тех, кто не нашёл самозатвердевающую глину, рецепт из журнала
  "Ручная работа". Автор: Валентинка 747
  
  Берем по 10 ст. ложек крахмала, клея ПВА и зубной пасты. Замешиваем как
  тесто, добавить можно водички. Лепите что угодно! Застывает уже через 20
  минут. Моделирующая паста очень дорогая, а эта и дешевле и по свойствам
  не уступает! (Как утверждает автор) Рецепт мною не испытан, так, что
  прежде чем применять, попробуйте на одной лишней детальке как шлифуется,
  какова прочность, не крошиться ли край шарнира, попробуйте также распилить
  деталь и просверлить дырку.
   
  
  
  Если этот состав вам не понравился, а самозатвердевающую глину никак
  невозможно достать, ( например вы живете в деревне или маленьком городке),
  тогда придётся выходить из положения по-другому. Сходите с хозяйственный
  магазин и купите маленькую баночку шпатлёвки по дереву. В этом случае вам
  придется долепливать все детали папье-машовой массой, тщательно
  зашкуривать высохшие поверхности и промазывать шпатлевкой по дереву.
  Шпатлевка влагостойкая, быстро сохнет, через 5-6 часов уже можно шкурить,
  шкурится прекрасно, держится прочно, лепится на сухую поверхнось, что очень удобно.
  
  
   Помним, что самозатвердевающую глину нужно хранить в прочном, туго
  завязанном пакете в стеклянной банке с плотно закрытой крышкой. Во время
  лепки берём только маленький кусочек, а пакет тут же закрываем.
  
  
   Итак, мы открыли пачку застывайки, отделите от неё кусок в 50г и
  поместите в небольшую стеклянную банку, например из-под горчицы, залейте
  водой и перемешайте, воду лейте постепенно, ваша задача: получить массу с
  консистенцией сметаны. Шликер нам понадобиться не раз, так,что заготовьте.
  
  -68 [Minchenko T]
  
  Банку с шликером закрываем крышкой и откладываем, недоразмешенные
  комки завтра снова попытаемся размешать.
  
  Из деталей торса и головы убираем пластилиновые шарики и досушиваем
  детальки уже без них, шарики не выбрасываем, они ещё нам пригодятся.
  
  69 [Minchenko T]
  
  Поскольку почти все комплектующие куклы пришлось долепить, и они должны
  хорошенько высохнуть.
  
   Наши детали просохли, и мы можем приступить к творческому процессу.
  Если вам захотелось сделать корпус куклы подвижным, придется снова
  нарисовать чертеж:
  
  70 [Minchenko T]
  
  Отшлифуем крупной шкуркой шероховатости, а затем согласно чертежа
  нарисуем карандашом места прорезей:
  
  -71 [Minchenko T]
  -72 [Minchenko T]
  
  Пропилим минипилой прорези в боках, затем канцелярским ножом прорежем
  аккуратно по линии рисунка, нож держим строго перпендикулярно:
  
  -74 [Minchenko T]
  75 [Minchenko T]-
  -76 [Minchenko T]
  -77 [Minchenko T]
  
  Удалим из верхней и нижней частей весь пенопласт и лишние наплывы папье-маше,
   если такие есть, срежем их скальпелем или ножом, среднюю деталь
  оставим с пенопластом внутри:
  
  78 [Minchenko T]
  
  Пустоты с боков у нижней части заполняем папье-машовой массой, формируя
  пространство под округлый шарнир, воспользуемся любым подходящим
  шариком и загладим скругляя внутреннюю поверхность детали со всех сторон.
  Снова вставляем пластилиновые шарики, тщательно выравниваем так, чтобы
  шарики ровно стояли на поверхности и в таком виде не вынимая шарниров
  сушим вертикально:
  
  -79 [Minchenko T]
  В шее верхней части просверливаем отверстие и вставляем коктельную
  трубочку, пустоты вокгуг неё заполням плотно папье-машовой массой,
  работаем подходящим инструментом. Для чего это делается: стенки очень
  тонкие и шея может сломаться при поворотах головы, поэтому мы её и
  укрепляем. Боковые края детали так же как и нижнюю часть промазываем
  папье-маше и разглаживаем поверхность шариком:
  
  80 [Minchenko T]
  
   Вырезаем из пенопласта подходящие по размеру полусферы,
  прикрепляем их к средней детали зубочистками, накроем чертёж пленкой и
  сравним, лишнее срежем: 
  
  -82 [Minchenko T]
  83 [Minchenko T]
  
  В верхнюю часть детали вставляем перекладину из деревянной шпажки,
  кончики перекладины должны чуть-чуть выдаваться наружу:
  
  -84 [Minchenko T]
  
  Облепляем пенопласт со всех сторон папье-машовой массой и снова
  сверяемся с чертежом:
  
  85 [Minchenko T]
  -86 [Minchenko T]
  
  Детали кладем на пленку и оставляем сушиться, а сами займемся мелкими
  детальками. Отшлифуем их шкуркой и покроем заготовленным в прошлый раз
  шликером из самозатвердевающей глины:
  
  -87 [Minchenko T]
  88 [Minchenko T]
  89 [Minchenko T]
  
  Пальчики рук и ног также тщательно покрываем шликером, убираем перепонки
  тонким ножом и оставляем сушить:
  
  90 [Minchenko T]
  
  ГЛАВА 5
  Настало время поговорить о защите, прежде чем приступать к шлифовке
  деталей, обзаведитесь маской и очками, дабы удовольствие от процесса не
  превратисоль в аллергическую муку:
  
  91 [Minchenko T]
  
  Детали тщательно шлифуем мелкой шкуркой, постоянно сравнивая с чертежом,
  снова покрываем шликером, сушим, снова шкурим, и так до тех пор, пока не
  добъемся идеально гладкой и правильной поверхности. Крупные вмятины
  замазываем маленькими кусочками самозатвердевайки, прежде чем налепить,
  смачиваем кисточкой поверхность детали водой, лепим и размазваем массу,
  лишнее затем после полного высыхания можно будет также отшкурить.
  Процесс может занять несколько дней, зависит от температуры и влажности в
  помещеннии и от вашей лени :)
  
  -92 [Minchenko T]
  
  Вчера вечером я нанесла первый слой и отшлифовала, как видно из фото,
  детали отнюдь не совершенны, над ним ещё работать и работать, так что наберитесь терпения:
  
  93 [Minchenko T]
  94 [Minchenko T]
  95 [Minchenko T]
  Лирическое отступление
  
  Поскольку я не люблю заниматься одним и тем же, параллельно лепке и
  шлифовке я занимаюсь одеждой и волосами, а также обувью. Я вылепила из
  папье-маше колодку под обувь, пока заготовка несовершенна и требует
  корректировки, обратите внимание, что основа скручена из фольги:
  
  -96 [Minchenko T]
  
  Также нашло на меня желание сделать крылышки и веночек, возможно эти
  аксессуары и не подойдут будущей кукле, куклы, знаете ли бывают с
  характером :), но мне захотелось, и я сделала
  
  97 [Minchenko T]
  
  
  Волосы у куклы предполагаются золотисто-рыжего цвета, подходящих трессов
  я не нашла, красить мне не хотелось, и я решила сделать трессы из обычных
  советских штор, которые по случайности ещё не выкинула. Я вырезала кусочки
  ткани нужной мне длины, с одной стороны (там где я наклеила для наглядности красную полоску) я прошлась тонким слоем клея ПВА и высушила, для того, чтобы нити прочно
  держались при выдергивании утка.Основа ткани состоит из прекрасных
  прочных золотистых нитей однородных по цвету и толщине, уток же сделан из
  разнородных нитей и по толщине и по цвету, таким образом я выдернула уток и
  выбросила, а основу оставила. Этот способ позволяет сделать трессы любой длины:
  
  -98 [Minchenko T]
  -99-
  99 [Minchenko T]
  Затем я накрутила пряди на кусочек скрученной фальги и прокипятила
  несколько минут в воде, это во-первых позволит расправить мелкие волны на
  нитях, а во вторых закрутит пряди, и получатся кудри. Сушим, разложив на
  поверхности не вынмая фольги:
  
  -100 [Minchenko T]
  
  Вот такие в результате получились трессы. На сегодня всё, до следующего
  раза, пойду шкурить и покрывать шликером.
  
  -101 [Minchenko T]
  
  Сегодня нам понадобятся мини-сверла, размеры на фото, круглый надфиль,
  мини-пила, канцелярский нож:
  
  -102 [Minchenko T]
  
  Прежде чем доводить наши детали до совершенства, необходимо пропилить
  шарниры. Итак все шарниры долеплены и дошкурены до идеального состояния:
  
  -103 [Minchenko T]
  -104 [Minchenko T]
  
  Остро-заточенным карандашом рисуем места пропилов, отмечаем кружками
  точки для просверливания отверстий:
  
  -105 [Minchenko T]
  -106 [Minchenko T]
  -107 [Minchenko T]
  -108 [Minchenko T]
  
  Самым маленьким сверлом на 1,5 мм высверливаем по намеченым кружочкам.
  Если у вас нет мини дрели (дреммеля), то вам придется наметив точку шилом,
  свелить отверстия руками, тяжело, но возможно:
  
  -109 [Minchenko T]
  -110 [Minchenko T]
  -111 [Minchenko T]
  
  Мини-пилой очень осторожно пропиливаем прорези, где это невозможно
  прорезаем канцелярским ножом:
  
  -112 [Minchenko T]
  -114 [Minchenko T]
  -115 [Minchenko T]
  
  Шарниры на кистях рук протачиваем металлической пилкой для ногтей:
  
  118 [Minchenko T]
  
  Коленные и локтевые шарниры протачиваем круглым надфилем:
  
  -119 [Minchenko T]
  -120 [Minchenko T]
  
  Просвеливаем отверстия под крепёж в кистях и ступнях:
  
  -121 [Minchenko T]
  
  Надфилем расширяем центральное отвепстие на ступнях ног и кистях рук:
  
  -122 [Minchenko T]
  
  Вставляем крепёж, для этого отрезаем от скрепки кусочки подходящего
  размера, проволочки должны быть такой длины, при которой кончики не торчали бы
  из шарниров:
  
  -123 [Minchenko T]
  -124 [Minchenko T]
  
  В коленные и локтевые шарниры примеряем резинку, которая будет
  использоватся при перетяжке, если необходимо, то расширяем прорези:
  
  125 [Minchenko T]
  
  Теперь прокрываем все прорези и отверстия под крепёж шликером, вешаем на
  спицу за крючки сушиться, с крючками будет намного удобнее доводить до
  совершенства кисти рук и ступни ног. Коленные и локтевые шарниры снова
  надеваем на трубочку и шпажку и покрываем шликером.
  
  126 [Minchenko T]
  
  На сегодня всё, над  деталями ещё работать и работать.
  
  ГЛАВА 6
  Зашкуриваем крупной наждачкой детали торса снаружи и изнутри, складываем и сравниваем с чертежом:
  
  127 [Minchenko T]
  
  Обратите внимание, что шея должна быть немного наклонена в перёд к груди:
  
  -128 [Minchenko T]
  
  Я вижу, что в результате лепки и сушки, возникли кое-какие изъяны, лишнее
  убираем шкуркой, недостающее долепливаем папье-машовой массой, края
  нижней и верхней деталей оклеиваем полосками туалетной бумаги,
  заворачивая полоску внутрь детали, всё тщательно промазываем ПВА:
  
  -129 [Minchenko T]
  
  Работаем кистью, пальцами мы все испортим, поскольку бумажки будут к ним
  активно липнуть:
  
  -130 [Minchenko T]
  
  Детали оставляем сушить. Оклеивание полосками бумаги укрепит тонкие стенки деталей.
  
  131 [Minchenko T]
  
  среднюю деталь пришлось немного долепить:
  
  132 [Minchenko T]
  
  Настала пора заняться руками и ногами. Берём готовые шарниры и надеваем
  их на коктельную трубочку, в трубочку вдеваем шпажку, шарниры оборачиваем
  небольшим куксочком пищевой плёнки и тщательно прячем краешки пленки
  внутрь шарниров, мягкие трубочки позволяют это сделать, не тыкайте острыми
  предметами, подберите подходящий инструмент.
  
  133 [Minchenko T]
  
  Тоже самое повторяем с локтевыми шарнирами. Имитируем шарниры кистей:
  облепливаем трубочку кусочком пластилина и покрываем шарик пищевой
  пленкой, при э том всё время сверяемя с чертежом, лепите шарнир сразу туда,
  куда нужно:
  
  -134 [Minchenko T]
  
  Из пенопласта вырезаем шарики под бедренные шарниры чуть меньше, чем на
  чертеже и надеваем их на шпажку:
  
  -135 [Minchenko T]
  -136 [Minchenko T]
  
  Тщательнейшим образом вымерям всё по чертежу, от этого зависит будет ли
  будущая кукла хромой и кривой, сравниваем руки и ноги между собой, всё
  должно быть симметрично:
  
  137 [Minchenko T]
  
  Облепляем детали папье-маше, в руки вставляем кусочки коктельной
  соломинки, дабы потом не сверлить, места сгибов шарниров оставляем
  открытыми:
  
  138 [Minchenko T]
  
  Облепливаем слоем 2-3 мм, наша задача на этом этапе сделать почную
  заготовку, пока не стараемся соблюсти точно все изгибы:
  
  139 [Minchenko T]
  
  Постоянно сверяемся с чертежом, лучше налепить меньше, чем потом срезать:
  
  140 [Minchenko T]
  Детали оставляем сушить.
  На сегодня всё.
  
  ГЛАВА 7
  Пока руки и ноги сохнут, самое время заняться лицом:
  
  -141 [Minchenko T]
  Я приготовила две головы с бусинами и без, я буду лепить на этот раз без
  бусин, бусины удобны тем, что вместо них затем можно вставить стеклянные
  глазки. Размечаем лицо, рисуем схематично, но точно:
  
  -142 [Minchenko T]-
  
  Сначала лепим застывайкой лоб и нос:
  
  -143 [Minchenko T]
  -144 [Minchenko T]
  
  Затем верхнюю губу:
  
  145 [Minchenko T]
  
  Затем нижнюю губу, выражение лица лепим сразу, при этом, если лицо
  улыбающееся, то глаза должны быть прищурены, а щёки приподняты,
  вооружитесь подходящими фото, ещё лучше иметь статуетку или качественную
  куклу. При этом стараемся вылепить именно тот образ, какой мы задумали:
  
  -146 [Minchenko T]
  -148 [Minchenko T]
  
  Затем лепим глаза и уши:
  
  -149 [Minchenko T]
  -150 [Minchenko T]
  
  Голову оставляем сушить, когда она просохнет, необходимо будет отшкурить
  её мелкой наждачкой и где необходимо пройтись шликером и долепить. Детали торса нудно облепить тонким слоем застывайкой:
  
  -151 [Minchenko T]
  
  Углубления под шарниры тоже покрываем слоем застывайки, снова используем
  пластилиновые шарики для выравнивания поверхности, шарики в плёнке
  смачиваем водой и вращаем, как всегда сверяемся с чертежом
  
  -152 [Minchenko T]
  
  После сушки, преде чем шкурить детали, проверяем, не нужна ли подгонка:
  
  -153 [Minchenko T]
  -154 [Minchenko T]-
  
  При подгонке оборачиваем среднюю деталь пищевой пленкой,
  долепливаем внутренние части верних и нижних деталей и вращая среднюю
  деталь доводим поверхность до идеально-ровного состояния.
  
  Когда руки и ноги подсохнут, долепим их папье-маше согласно рисунку и
  анатомии человека. На сегодня всё, пошла долепливать  :)
  
  Мы остановимся на этом этапе лепки и шлифовки и проделаем технические
  отверстия.
  
  -155 [Minchenko T]
  156 [Minchenko T]
  
  Наметим карандашом места сверления сверху и снизу детали, рисуем
  соразмерные отверстия:
  
  -157 [Minchenko T]
  
  Сверлим по размеченым точкам:
  
  158 [Minchenko T]
  
  Канцелярским ножом осторожно вырезаем отверстия и удаляем весь пенопласт:
  
  -159 [Minchenko T]
  -160 [Minchenko T]
  
  Стенки средней детали показались мне слишком тонкими и я облепила деталь
  изнутри по кругу папье-машовой массой, если стенки достаточно толстые и
  крепкие, делать этого не нужно, после просушки я пройдусь по краю отверстий
  надфилем, а затем покрою шликером. А сейчас деталь оставляю сушить:
  
  161 [Minchenko T]-
  
  В верхней и нижней частях намечаем шилом отверстия и сверлим:
  
  162 [Minchenko T]
  163 [Minchenko T]
  
  Складываю детали вместе и оставляю в таком виде сушить, чтобы средняя
  деталь не деформировалась при сушке и не испортила бы все дело:
  
  164 [Minchenko T]-
  
  Голову прикладывать, конечно не нужно, её будем дорабатывать. Долепливаем
  руки и ноги согласно чертежа, на этот раз более точно, но не сильно
  заморачиваясь над качеством, потом детали будут корректироваться, к тому же
  при сушке их может повести, лепим  в общих чертах папье-машовой
  массой:
  
  -165 [Minchenko T]
  -166 [Minchenko T]
  167 [Minchenko T]
  Не забываем сверять детали друг с другом и с чертежом. Оставляем все для
  просушки. Поскольку пока детали сохнут проходит немало времени,
  постараемся заполнить их полезными делами, например сделаем паричок. МК
  по паричкам например от Натас:
  
  http://na-tas72.livejournal.com/24334.html
  
  Или от Елены Аки:
  
  http://elena-aki.livejournal.com/57689.html
  
  На сегодня всё, до следующего раза.
  
  Глава 8
  Детали рук и ног высохли, зашкуриваем их крупной наждачкой и оклеиваем
  всю поверхность нарезанными полосками туалетной бумаги, особенно т
  щательно проклеиваем места шарниров:
  
  -168 [Minchenko T]
  -169 [Minchenko T]
  
  Детали сушим, после полного высыхания, отдвигаем деталь от пластилинового
  шарика и проклеиваем полосками бумаги край шароприёмника, загибая
  полоску бумаги внутрь, всё промазываем ПВА, ПВА не жалеем, шарик
  задвигаем обратно и сушим в таком виде. После просушки, пластилиновые
  шарики убираем , а детали прикладываем к чертежу:
  
  170 [Minchenko T]
  
  Рисуем карандашом места распила и осторожно пилим заготовку мини-пилой.
  Если пропили таки шарнир, ничего страшного, снова укутайте его пищевой
  пленкой и продолжайте работу, после всех мучений шарнир можно будет
  быстро починить шликером. Детали разъединяем, но не снимем с соломинки:
  
  171 [Minchenko T]
  
  Край шароприемника проклеимаем со всех сторон, загибая  полоску
  туалетной бумажки внутрь детали, затем все три части смыкаем обратно и
  сушим:
  
  172 [Minchenko T]
  
  После полного высыхания, снимем детали с соломинки и таком же точно
  порядке одеваем на резинку:
  
  -173 [Minchenko T]
  
  сгибаем ноги и руки, лишнее срезаем, детали должны быть более и менее
  подогнаны уже на этом этапе:
  
  174 [Minchenko T]
  
  Край шароприёмника можно легко и аккуратно обрезать маникюрными
  ножницами, папье-маше позволяет это сделать при такой толщине.
  
  -175 [Minchenko T]
  
  Если сгибу что-то мешат, сошкуриваем крупной наждачкой, подгоняем с
  таким расчетом, чтобы уместить последующий слой застывайки.
  
  -176 [Minchenko T]
  
  Шарик позволяет согнуть руку под угом около 90 градусов или чуть больше, но
  в этом случае придётся подпиливать руку и жертвовать анатомией в угоду
  подвижности, решайте сами:
  
  -177 [Minchenko T]-
  
  Обязательно сравниваем руки между собой с согнутом виде:
  
  -178 [Minchenko T]-
  
  Детали снова одеваем на соломинки и шпажки и покрываем шликером в том
  числе и внутри деталей, отдвигая каждый раз шарнир, а затем смыкая детали.
  После высыхания, примазываем слой застывайки, постоянно сверяясь с
  чертежом. Поскольку мои детали ещё сохнут после проклеивания
  шаропрёмников, фото с застывайкой будут в следующей части МК.
  
  Пока сохнут детали вполне можно продумать образ будущей куклы, одежду,
  обувь, аксессуары и т.д. , и даже кое-что пошить. Одновременно доводим до
  совершенства детальки кистей и ступней, дело это долгое муторное, всё
  лучше делать одновременно.
  
  Раздвигаем детальки по соломинке и промазываем шликером внутренние части:
  
  -179 [Minchenko T]
  180 [Minchenko T]
  
  Детали смыкаем и покрываем шликером всю наружную поверхность. Для чего
  это делается: если вы сразу намажете застывайку на папье-маше, она может
  при высыхании отслоиться и вся работа пойдет на смарку, поэтому не
  поленитесь и прокройте детали шликером:
  
  181 [Minchenko T]
  
  После полного высыхания прикладываем части к чертежу, лишнее сошкуриваем:
  
  182 [Minchenko T]
  
  Долепливаем части застывайкой, постоянно сверяясь с чертежом и анатомией
  Баммеса. Очень хорошо иметь под рукой фото рук и ног, лучше цветные,
  полистайте журналы, наверняка такие фото есть в каждом доме. Детали
  тщательно сравниваем между собой спереди, сбоку и сзади, все должно быть
  симметрично:
  
  183 [Minchenko T]-
  184 [Minchenko T]
  186 [Minchenko T]
  187 [Minchenko T]
  
  Детали оставляем до полного высыхания, затем зашкуриваем мелкой шкуркой,
  но не нулёвкой пока:
  
  -188 [Minchenko T]
  
  Детали покрываем шликером и сушим, снова шкурим:
  
  189 [Minchenko T]
  
  В голову вставляем крючок, для этого выгибаем круглозубцами кусочек
  прочной срепки и загибаем заготовку на перекладину, осторожно, не повредите
  края головы:
  
  -190 [Minchenko T]
  -191 [Minchenko T]-
  
  Между отвестиями в верхней части руки прорезаем канцелярским ножом
  прорези:
  
  -192 [Minchenko T]
  
  В ногах пропиливаем прорези, для этого намечаем ножом места сверления и
  сверлим тонким сверлышком отверстия:
  
  -193 [Minchenko T]
  
  Поскольку у меня есть дреммель, я протачиваю прорези специальной насадкой,
  а если мини-дрели нет, пропилите мини-пилой и проточите надфилем:
  
  -194 [Minchenko T]
  -195 [Minchenko T]
  
  ГЛАВА 9
  ПЕРВИЧНАЯ СБОРКА КУКЛЫ
  
  Раскладываем куклу на чертеже и отрезаем подходящие по размеру резинки в
  два слоя вот таким образом:
  
  -196 [Minchenko T]
  
  Берём резинку, предназначенную для рук и протягиваем крючком, согнутым из
  прочной проволоки, в отверсия рук вот так:
  
  -197 [Minchenko T]
  
  Концы резинки завязываем внутри детали, резинки выравниваем, они должны
  быть одинаковые:
  
  -198 [Minchenko T]-
  
  Протягивам крючким резинку через верхнюю деталь рук:
  Затем средние части. Не перепутайте, надевайте в том же порядке, что и на
  соломинкке, для верности лучше подпишите карандашиком детали буквами П и Л:
  
  -200 [Minchenko T]
  
  Затем нижнюю часть:
  
  201 [Minchenko T]
  
  Ну и кисти рук:
  
  -202 [Minchenko T]
  
  Резинки подтягиваем и завязываем узлом, старый узел нужно будет развязать:
  
  -203 [Minchenko T]
  
  Начинаем собирать ноги, в кольцо проволочки,торчащей из головы вкладываем
  резинку, завязанную узлом:
  
  204 [Minchenko T]
  
  Оба кольца резинки протягиваем через отверстие в шее, закидывая за резинку
  рук, т. е. резинка должна быть ближе к спине:
  
  -205 [Minchenko T]
  
  Резинку протягиваем через среднюю часть корпуса, также через заднюю часть
  прекладины:
  
  206 [Minchenko T]
  -207 [Minchenko T]
  
  Крепим нижнюю часть:
  
  -208 [Minchenko T]
  
  Затем крепим верхние части ног:
  
  -209 [Minchenko T]
  
  Затем средние части ног:
  
  210 [Minchenko T]
  
  Затем нижние части и ступни, резинки подтягиваем и завязываем узлом:
  
  -211 [Minchenko T]
  Куклу проверяем на подвижность, скорее всего края шароприемников нужно
  будет подточить шкуркой или надфилем, сгибайте куклу и так и эдак, не
  жалейте, на этом этапе всё поправимо. Нам необходимо убрать всё
  лишнее. Если всё будет сделано правильно, впоследствии края
  шароприемников сыпаться не будут. Я сразу вижу, что руки нужно
  подточить, ибо они не сгибаются даже на 90 градусов:
  
  212 [Minchenko T] 213 [Minchenko T]
  
  Куклу усаживаем в различные позы, проверяем, не мешают ли движению
  черезчур короткие и узкие прорези, резинка должна проходить везде, но не
  болтаться, поскольку у нас нигде не вставлены проволочные перекладины.
  Если кукла отказывается прямо садиться и откидывается назад, проточите
  глубже прорези в бедрах, если отказываются сгибаться руки и ноги, проточите
  шарниры и прорези, возможно они слишком узкие, подгоняйте до тех пор, пока
  кукла не станет принимать любые позы. Хорошо бы, конечно чтобы она умела
  стоять, если вы все сделали точно, то ноги будут одинаковой длины и кукла спокойно встанет.
  
  -214 [Minchenko T]
  
  Сажаем куклу на пяточки, я не очень довольна левой ногой, между шарниром и
  ногой - щель, скорее всего верх шароприемника слишком узкий и не позволяет
  свободно ходить шарниру, его нужно пошкурить по кругу, буду доводить до
  совершенства:
  
  -215 [Minchenko T]
  
  Меняйте позы, вот кукла свободно без усилий села на шпагат, это хорошо:
  
  216 [Minchenko T]
  
  Довольно свободно сидит на попе:
  
  -217 [Minchenko T]
  
  Когда сидит, не откидываеся назад, голова свободно вращаеся во все
  стороны, это радует:
  
  -218 [Minchenko T]
  
  Проверяем шарниры корпуса, все вращается отлично, кукла гуттаперчевая, это
  замечательно. Если что-то мешает вращению, смело стачивайте, пока кукла
  еще не отполирована и не окрашена. Я тут ещё и примерила крылья, вроде
  соразмерные:
  
  -219 [Minchenko T]
  
  После всех подгонок, куклу снова разбираем и отполироваем детали, где нужно
  долеливаем, где необходимо домазываем шликером, удачного творчества! Как видите мою куклу ещё шкурить и шкурить.
  ГЛАВА 9
  
  Итак мы подошли к финалу. Зашкурим мелкой шкуркой все детали и приступим
  к окраске. Можно просто покрыть все поверхности разведенным 1:1 с водой
  клеем ПВА, затем высушить и расписывать куклу пастелью, растворяя её в том
  же растворе ПВА. Можно затем покрыть лаком, но он быстро сойдёт на
  шарнирах. Мы лёгких путей не ищем, поэтому приготовим водооталкивающую
  грунтовку. Чем хороша грунтовка, во-первых получается прочное твердое
  покрытие, которое нельзя поцарапать ногтем, во-вторых грунт служит также
  основой для росписи, в третьих высохшая грунтовка прекрасно шкурится и
  зашлифовывается до блеска. Акриловую грунтовку также можно купить в
  хозяйственных магазинах:
  
  Рецепт грунтовки для папье-маше:
  
  10 столовых ложек акриловой белой краски для фасадных работ
  
  10 столовых ложек клея ПВА
  
  2 столовых ложки жидкого стекла (канцелярский силикатный клей)
  
  Капля красной акриловой краски, капля желтой, капля синей в общем
  подбираем телесный цвет нужного оттенка.
  
  Смесь тщательно перемешиваем перед каждой окраской.
  
  -220 [Minchenko T]
  
  Грунтуем этой смесью все детали и сушим, процедуру повторяем несколько раз:
  
  221 [Minchenko T]
  
  Для росписи раскрошим на палитре пастель нужного оттенка, немножко разведем водой и добавим к ней грунтовки, размешаем, получился более темный оттенок, нанесем его на детали, там, где нам необходимо, выделяя локотки, коленки, впадинки и тд.
  
  -222 [Minchenko T]
  223 [Minchenko T]
  224 [Minchenko T]
  
  После высыхания покрываем снова более светлой грунтовкой из общей банки и
  сушим. После полного высыхания зашкуриваем все делали шкуркой нулевкой.
  Пожалуйста, одевайте защитные маски и очки, говорю вам как химик, смесь
  содержит стекло, берегите своё здоровье! Нижний более тёмный слой
  равномерно проступит и будет выгляеть идеально без резких переходов. 
  
  225 [Minchenko T]
  -227 [Minchenko T]-
  
  Лицо расписываем точно также: сначала грунт, затем роспись пастелью,
  смешанной с грунтовкой, затем опять слой грунта и шкурить. Реснички и бровки
  рисуем цветным лучше акварельным карандашом, а затем для закрепления
  покрываем тонким слоем ПВА  с водой. Глаза расписывем акрилом и
  покрываем глянцевым акриловым лаком. Примеряем паричок :)
  
  -226 [Minchenko T]-
  
  Осталось собрать на резинку , надеть паричок, одеть, и кукла готова.
  Поскольку процесс сборки уже был, я повторяться не буду.
  
  Ищите способы окраски, их великое множество. Мне нравится этот, но
  грунтовка требует тщательной шлифовки, иначе поверхность будет белёсой. А
  на этом я заканичиваю свой МК. Если есть вопросы, пожалуйста спрашивайте.
  Удачного всем творчества!
  Вот какая кукла у меня в результате получилась, зовут Нюся, 24 см: Няся 3 [Minchenko T] Нюся 4 [Minchenko T] Нюся 5 [] Нюся 6 [Minchenko T] Нюся 7 [Minchenko T]

Комментариев нет:

Отправить комментарий